Группа калининградских предпринимателей посетила тепличный комплекс «Совместное предприятие «Панона»

В 2015 году в поселке Переславское под Зеленоградском, усилиями увлеченных и самоотверженных предпринимателей, построили тепличный комплекс, в котором начали выращивать зеленые культуры.  

К настоящему времени территория развивалась, выстраивались модули теплиц, появились межхозяйственные дороги.

В начале июня 2022 года бизнесмены региона бесплатно посетили фермерское хозяйство в рамках совместного проекта Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и РБК Калининград — «День открытых дверей для бизнеса».

Гостям показали технологию выращивания и сердце любого тепличного комплекса — рассадное отделение. Рассказали с чего начиналось хозяйство, показали первые теплицы и то, чему за эти годы научились фермеры.

Сейчас «Совместное предприятие “Панона» выращивает на 15 гектарах земли, из которых 1,5 гектара — теплицы, 15 видов зелени и овощей — укроп, петрушку, порей, сельдерей, базилики, рукколу, шпинат, цветную и коническую капусту, кабачки, огурцы, томаты и другие. Продукцию под торговыми марками «Тепличный биокомплекс «Переславское» и «Будем здоровы» можно найти на полках «Виктории», Spar и «Пятерочки».

Семь лет назад хозяйство круглый год выращивало рассаду и зеленый лук. Построенные вручную теплицы отапливались печками и отработанным маслом, дровами. В настоящий момент комплекс оборудован современной гидропонной системой с индивидуальным освещением и вентиляцией для рассады и элементами автоматики.

«Каждый год мы строили очередной блок неотапливаемых теплиц. И с каждым годом, понимая некоторые нюансы сельхозпроизводства, совершенствовали это строение. Находили решение — как лотки правильно сделать, пленку закрепить. И в результате, я думаю, достигли совершенства», — рассказывает Председатель наблюдательного совета СППСК «Зеленоградский» Анатолий Цеменко.

При этом в хозяйстве используется преимущественно ручной труд, а все теплицы собираются специалистами «Паноны». На производственном комплексе работает порядка 50 человек, из них 30 — штатные сотрудники, занятые в хозяйстве круглый год.

При этом, по словам Цеменко, у тепличного хозяйства возникают кадровые проблемы, особенно в летний сезон, поскольку желающих заниматься физическим трудом в поле не так много.

«У нас нет штатного агронома. Все, что мы здесь делаем, мы делаем сами, с помощью интернета, консультаций. Самая большая ошибка фермера, который начинает работать, в том, что он думает “надо все вырастить по чуть-чуть, чтобы легче было продать”. Но всего по чуть-чуть — это низкая производительность труда, непонятки со сбытом, и ассортимент не всегда играет главную роль в сбыте продукции. Мы эту проблему решили другим способом. Мы поняли, что для того чтобы хозяйство было эффективным, нужна специализация — набить на чем-то руку, и потом уже выращивать профессионально. Если другие фермы занимаются тем же, нам надо создать кооператив и организовать через него сбыт. Через три года работы мы создали кооператив, куда вошли 14 хозяйств, с которыми мы сотрудничаем. Каждый из них успешно выращивает определенные виды агрокультур, мы это все консолидируем, добавляем фасовку, и имеем устойчивый постоянный сбыт», — рассказывает Анатолий Цеменко.

На территории хозяйства сейчас установлена большая круглогодичная итальянская теплица. В будущем планируется построить еще три таких же современных, но уже российского производства. При хорошем раскладе такая теплица дает 10-12 тонн урожая за сезон, говорит исполнительный директор «Совместное предприятие «Панона» Елена Майзенгельтер.

«Мы стараемся использовать как минимум три цикла. Зимой до последнего, пока погода позволяет, собираем урожай салата, редиса, шпината. В январе уже начинаем готовить почву», — отмечает она.

После создания кооператива и увеличения объема выращенной продукции, предприниматели поняли, что необходимо развивать инфраструктуру для хранения, охлаждения и упаковки продукции.

«Мы построили сначала небольшой цех и склад, открыли свой фирменный магазин. Почувствовали что у людей есть интерес и дело, которому они себя посвятили получается. Но очень быстро площадей стало не хватать, и нами было принято  решение строить свой операционный склад. Его стоимость — 30 млн рублей. Большую поддержку нам оказали в минсельхозе Калининградской области Мы получили субсидию от минсельхоза — 60% от стоимости, 40% — наши. В октябре планируем подготовить  склад к эксплуатации. На первом этаже будет упаковочный цех, операционный склад с температурным режимом 10 градусов для краткосрочного хранения овощей, склад для зелени с режимом ноль градусов. Два года назад казалось, что нам этого хватит, а сейчас видим, что этого будет мало, поскольку члены кооператива добавляются. Мы поняли, что заморозка — хорошая тема, и создали совместно с предпринимателями Черняховского района кооператив «Восток», который занимается заморозкой овощей и ягод», — говорит Цеменко.

В среднем СППСК «Зеленоградский» в месяц продает продукции на 10 млн рублей. Большая часть этих денег выручена за счет собственной продукции членов кооператива. Но зимой эта доля уменьшается, а в  межсезонье кооператив поддерживает объемы продаж и ассортимента  за счет того, что возит продукцию из других регионов России.

В теплице гостям дали попробовать молодые огурцы, сорванные у них на глазах. Оттуда предприниматели направились в фермерский магазин, где от широкого ассортимента свежей зелени и овощей разбегались глаза.

Совет предпринимателям от Анатолия Цеменко:

«Когда вы начинаете или продолжаете бизнес, используйте все финансовые инструменты, которые уже есть сегодня. Первое — Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Там можно получить до 5 млн рублей на льготных условиях, полгода можно не платить тело кредита. За это время вы можете успеть реализовать проект. Кроме того, наше министерство сельского хозяйства выдает гранты на стартапы, на семейные фермы».

Впечатления участников экскурсии

Александра, начинающий предприниматель:

«Было очень интересно и познавательно. Нам рассказали как начинать с самых низов, на что обращать внимание, какие могут возникнуть проблемы. Дали советы начинающим предпринимателям, как анализировать и применять свои знания и умения. Есть над чем задуматься».

Надежда, владелица сети магазинов «Мой сад»:

«Меня сложно чем-то удивить, но мне всегда интересно, когда кто-то хочет приоткрыть дверь, чтобы посвятить тебя в основы своего производства. Потому что когда ты приходишь к себе, ты видишь с одной стороны, а когда приходишь к другим людям —, ты видишь, что можно по-другому. И возможно сделать у себя поправки. Мне было полезно».

Александр, «Русские перцы»:

«Радует, что человек открыт, он пустил посмотреть свое дело. В общем у всех все одинаково, но при этом у всех свои фишечки. В этом плане было интересно».

Больше информации по предстоящим мероприятиям для предпринимателей региона можно посмотреть в телеграм-канале Центра «Мой бизнес».